20 сентября в Одесском порту презентовали единую
информационную систему, которая в перспективе поможет создать условия
для открытого и прозрачного обмена информацией и документооборота.
По
мнению экспертов, данная система поможет существенно повысить
логистический потенциал Украины, а именно, качественно и оперативно
обслуживать грузопотоки и противодействовать коррупции, что позитивно
скажется на трансграничной торговле и будет способствовать привлечению
дополнительных объёмов грузов в наши порты и повышению
конкурентоспособности морской отрасли в целом.
Единая
информационная система портового сообщества реализуется при поддержке
Министерства инфраструктуры Украины и ГП «Администрация морских портов
Украины». На презентацию проекта «Единое окно — локальное решение»
прибыли первый заместитель Министра инфраструктуры Украины Константин
Ефименко и председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Юрий
Васьков.
Пилотный проект единой системы успешно реализовывается в
Одесском порту: с 8 октября 2012 года в тестовом режиме, а со 2 апреля
2013 года был начат промышленный эксперимент — систему внедрили в
Одесском порту и со 2 сентября 2013 года полностью отказались от
оформления бумажных документов на контейнерные грузы.
Пока
система работает только с контейнерными грузами, но в будущем её
планируют задействовать для всех видов грузов. Кроме того, в ближайшее
время к Одесскому порту присоединятся Ильичёвский порт, ТИС (Южный) и
Мариупольский порт.
На данный момент внедрение системы в Одесском
порту уже привело к сокращению количества времени на обработку
теплоходов. Если некоторое время назад время оформления контейнеров в
порту могло достигать 40—45 часов, в то время как в портах-конкурентах
оно составляло три часа по регламенту, а в реальности около часа, то
сегодня благодаря внедрению данной системы время оформления грузов в
Одесском порту может быть сокращено до 4-х часов.
По словам
Константина Ефименко, на данный момент только порядка 10% грузов в
украинских портах оформляется за четыре часа. Он отметил, что Украина не
сможет привлечь транзитный поток в свои порты, если не будет
конкурентоспособна в вопросе времени досмотра и оформления судов.
До
недавнего времени весь документооборот в портах Украины осуществлялся в
бумажном виде. По факту, для того, чтобы оформить груз в порту,
экспедитору необходимо было собрать около 30 различных документов из 30
различных кабинетов. В единой системе все документы оформляются в
электронном виде, и нажатием одной кнопки экспедитор отправляет
документы во все 30 кабинетов, где они в установленные сроки
обрабатываются и в электронном виде приходят обратно. Если ответ
положительный, то на специальный электронный ключ к водителю грузовика
приходит информация о том, что выезд разрешён, и он свободно может
покинуть территорию порта.
Главная цель введения единой
информационной системы — исключить контакт бизнеса с чиновниками, чтобы
упростить ведение бизнеса. Кроме того, внедрение этой системы в Одесском
порту привело к сокращению времени на обработку судна в порту в среднем
на 45 минут, в результате чего экономический эффект составил более 200
миллионов долларов.
Аналогичные системы уже функционирует в
портах Гамбурга (Германия), Роттердама (Нидерланды), Антверпена
(Бельгия), Феликстоу (Великобритания), Гавра и Марселя (Франция),
Барселоны и Бильбао (Испания). Опыт крупных портов Европы демонстрирует,
что электронный обмен данными в системе портового сообщества устраняет
субъективное вмешательство в процесс регулирования внешней торговли,
ускоряет транспортный процесс и устраняет возможные условия для
коррупции. При создании украинской системы был использован опыт ведущих
портов Европы.
По итогам встречи замминистра попросил в срок до
20 декабря предоставить отчёт о работе системы в Одесском порту с учётом
всех ошибок, недоработок и успехов в Министерство инфраструктуры
Украины.
Также он предложил к мониторингу работы системы в
Одесском порту подключить специалистов других портов Украины и попросил
до 1 ноября 2013 года предоставить в министерство план внедрения данной
программы по всем морским портам, прежде всего, контейнерно
ориентированным.
Единая информационная система портового
сообщества — электронная информационная система, объединяющая
администрацию порта, производственные мощности порта, стивидорные
компании, контролирующие органы и службы, агентские и экспедиторские
компании, частные организации, принимающие участие в транспортировке или
обработке грузов. Эта система позволяет осуществлять накопление в
электронном виде, обмен, проверку, оформление, расчёты и передачу
какой-либо информации или документов, достаточных для контроля и
оформления грузов при перевозках.