Совершим небольшой экскурс в одесскую историю. Расскажем о великих архитекторах, создававших облик Одессы. И, в частности, ставших авторами знаменитых зданий одесских бирж.
Франс (Франческо) Карлович Боффо (1796 г., Италия – 1867 г., Одесса) — итальянский архитектор, строивший на юге России, преимущественно в Одессе.
Архитектурное образование получил сначала подмастерьем в Тичино, затем — в Туринском университете. Некоторое время работал архитектором в имениях Потоцких в Польше, начав в 1817 г. строительство дворца в Черномине.
Жил и работал в Одессе более 40 лет (с 1818-го по 1861 г.). В 1819 г. поступил на службу в Одесский Строительный комитет архитекторским помощником. С 1822-го по 1836 г. находился на должности городового архитектора I части, затем (до выхода в отставку в 1857 г.) Был архитектором при канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. С 1834-го по 1859 г. состоял в комитете по строительству Ришельевского лицея. Принимал активное участие в подготовке и организации Одесского Общества изящных искусств.
Похоронен в Одессе на Первом христианском кладбище (уничтожено в 1930 г.).
Осуществлял проектирование и строительство самых парадных и представительных ансамблей и зданий в центральной части Одессы, ставших визитной карточкой города, среди которых Воронцовский дворец (1826–1828); Церковь Святого Павла; здания бывших присутственных мест на полукруглой площади Приморского бульвара (проект архитектора А. И. Мельникова, 1826–1830 гг.); знаменитая Потемкинская лестница (1837–1841 гг. совместно с инженерами И. И. Уптоном и Б. В. Фандерфлисом); Архитекторы двух одесских бирж, старая купеческая биржаздание старой купеческой биржи — ныне горисполком (1828–1834 гг. совместно с Г. И. Торичелли и И. С. Козловым); дворец Шидловского по Приморскому бульвару, 9 (1829–1830); дворец графини О. С. Потоцкой (ныне — Одесский художественный музей). Одним из первых начал застраивать город доходными, многоэтажными домами. Один их них — дом И. Ягницкого по ул. Пушкинской, 6 (1835) — старейший «высотный» дом города.
До наших дней сохранилось более 30 зданий, построенных зодчим Боффо. Среди них: Пушкинская, 4 (1840-е), Приморский бульвар, 13 (1828), Жуковского, 39 (1836), Греческая, 35 (1835), переулок Чайковского, 8 (1844) — собственный дом Ф. Боффо.
Александр Осипович (Иосифович) Бернардацци (1831 г., г. Пятигорск – 14 (26) августа 1907 г., станция Фастов) — русский архитектор, работавший главным образом в Новороссии. Член Общества гражданских инженеров, Петербургского общества архитекторов.
Александр Бернардацци родился в Пятигорске в 1831 г. Сын архитектора Иосифа Карловича Бернардацци, уроженца Швейцарии, участника строительства городов Кавказских Минеральных Вод: Пятигорска и Кисловодска. Семейство Бернардацци из Памбио (кантон Тичино) обосновалось на юге России при Александре I.
В 1843 г. определен в младшие классы Строительного Училища в Петербурге, окончил курс по первому разряду со званием архитекторского помощника. С 1850 г. назначен на младшую техническую должность в Бессарабскую областную строительную и дорожную комиссию. Почти 30 лет был городским архитектором Кишинева.
В 1883 г. переехал в Одессу, но продолжал проектировать и для Бессарабии, позднее работал в Новороссийском университете. Бернардацци был приверженцем классицизма, затем неоклассицизма, в то же время он тяготел к стилизации итальянского ренессанса с элементами готики.
Он построил множество административных зданий в Одессе. В 1879 г. Бернардацци становится главным городским архитектором Одессы. Таким образом, ему поручается возведение различных общественных зданий.
Воплощая в жизнь проекты других архитекторов, Бернардацци строит железнодорожный вокзал «Одесса-Главная» (1879–1883 гг., проект архитектора В. А. Шретера, разрушен нацистами в 1944 г.), инвалидный дом (ныне — ПО «Пищепромавтоматика» по ул. Мечникова, 53, 1886 г.) и здание Одесского отделения Русского технического общества (впоследствии опытное производство ФХИ АН УССР, по ул. Княжеской, 1, 1887 г., проект архитектора Э. Я. Меснера и инженера П. С. Чеховича).
Также Бернардацци занимается частной практикой и с 1890-х гг. проектирует множество доходных домов и особняков, среди которых: ул. Преображенская, 15 и Пастера, 34 (1891), Гоголя, 23 и Троицкая, 20; Базарная, 20 (1893), табачный магазин по ул. Дерибасовской, 31 (1894) и особняк по ул. Дидрихсона, 7.
В то же время А. О. Бернардацци проектирует и строит общественные здания: клиники медицинского института по ул. Пастера, 7 (в соавторстве с архитектором Н. Ш. Толвинским), больница по ул. Белинского, 9 (1892 г., по проекту архитекторов Шмидена и Шнеера), реформатская церковь (ул. Пастера, 62, проект архитектора В. А. Шретера), гостиница «Красная» по ул. Пушкинской, 15 (бывшая «Бристоль», 1898–1899 гг., с молодым архитектором А. Б. Минкусом) и здание Архитекторы двух одесских бирж, новая биржаНовой купеческой биржи (1894–1899 гг., проект Викентия Прохаски), выполненной в сотрудничестве со скульпторами Молинари, Менционе и Эдуардсом, художниками Кассиоли и Каразиным.
В честь 50-летия архитектурной деятельности А. Бернардацци в 1900 г. у входа в биржу был установлен бронзовый бюст зодчего работы скульптора Б. В. Эдуардса.
Гражданский инженер Викентий Иванович Прохаска (1864–1922). Родился в Богемии (сейчас Чехия). Окончил Академию изящных искусств, путешествовал по Италии. В 1893 г. поселился в Одессе. Профессиональное образование получил в Вене. Он дерзнул принять участие во всемирном конкурсе на эскизный проект Новой биржи в Одессе (ныне — здание Филармонии по улице Пушкинской).
И самое удивительное, что первая премия досталась именно В. И. Прохаске. Теперь любой одессит скажет, что этот выдающийся памятник архитектуры построил известный зодчий А. И. Бернардацци, но сие верно лишь отчасти. Бернардацци и в самом деле соорудил Новую биржу, однако — по доработанному им проекту В. И. Прохаски.Архитекторы двух одесских бирж, новая биржа на улице Гоголя.
После такого успеха молодой архитектор мог рассчитывать на достойное продолжение и в конце 1890-х гг. перебрался в Одессу.
Первый же грандиозный заказ он получил здесь от братьев Ксида. Прохаска последовательно использовал в своем творчестве приемы и методы модернизированных историко-архитектурных стилей. В частности, он очень тяготел к зодчеству Ренессанса. Эта сердечная привязанность в той или иной мере проявляется практически во всех его одесских работах, включая возведенный в 1899–1900 гг. колоссальный по тем временам трехэтажный на цоколе дом братьев Ксида по улице Еврейской, № 12. И хотя портрет этого архитектора, увы, не сохранился, но, тем не менее, представление о В. И. Прохаске дают его творения, в данном случае дом на улице Гоголя, 21.
Источник: http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=2486 |